logomain
Наши фото

Rambler's Top100

Главная » Полиграф » Учебный план
Спойлер (spoiler) | pcvector.net

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

В связи с постоянным плагиатом названий нашей компании со стороны недобросовестных конкурентов, не способных придумать что-то свое, мы отказались от своих предыдущих наименований: СПб Центр детекции лжи (1998-2008г.г.), СПб Центр оценки достоверности информации (2008-2013 г.г.) и зарегистрировали в Федеральной Службе РФ по интеллектуальной собственности наш товарный знак «Санкт-Петербургская Школа детекции лжи»(свидетельство о регистрации №497217 от 03.10.2013 г.). Так теперь окончательно будет называться наша организация.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА ДЕТЕКЦИИ ЛЖИ начала готовить специалистов- полиграфологов с 2000 года. До 2006 года на базе СПб ШДЛ функционировала «школа В.В.Коровина». В 2006 году В.В.Коровин перешел в Национальную Школу детекции лжи, а с 2010 года В.В.Коровин вышел из НЩДЛ и начал работать самостоятельно. С 2005 года до сегодняшнего дня А.А.Степановым совместно с А.Б.Пеленицыным разрабатывается и совершенствуется высокопрофессиональная система подготовки полиграфологов на основе лучших мировых практик.

СПб ШДЛ полностью отличается своей научной обоснованностью, методической выверенностью, системностью и тактикой подготовки, длительностью обучения, повышенной требовательностью к освоению материала и тщательным контролем знаний слушателей, их постоянным консультационным сопровождением после обучения от всех других школ подготовки полиграфологов, разного рода «академий», «университетов», «институтов» и т.д., в т.ч. «международных».

С первого дня основания С.-Пб Школа является полностью самостоятельной и независимой. Поэтому у нас проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации отечественные и зарубежные специалисты-полиграфологи государственных, правоохранительных и коммерческих структур.

Преимущество нашей Школы состоит в том, что на основе мирового практического опыта (особенно США, Израиля и Японии) в области полиграфных исследований, диагностики лжи и научных методов ведения расследований, мы создали такую методологию проведения опроса с использованием полиграфа, которая сокращает до минимума риск обвинения невиновного человека и пропуска виновного (подробно – в разделе «Учебный план»). Для полного решения данной проблемы мы используем удовлетворяющие всем современным требованиям полиграфы «Lffayette» (США) и «Диана» (Россия, разработчик А.П.Сошников). В приборе «Диана» реализован уникальный алгоритм обсчета полиграмм ChancеCalс (создан А.Б.Пеленицыным), позволяющий вычислить вероятность неслучайности реакции на предъявляемый стимул и связанный с этим уровень возможной ошибки при вынесении окончательного заключения.

Обучение в СПб ШДЛ проводится на любых типах полиграфов. Школа реализует по ценам производителей отечественные и импортные контактные полиграфы - "детекторы лжи"(«Барьер», «Диана», «Конкорд», «Корсар», «Крис», «РиФ», «ПиК», «Поларг», «Lafayette», другие марки полиграфов).

Разработанная нами методология позволяет до минимума сократить риск обвинения невиновного человека и пропуска виновного, а в ходе обследования получать максимум фактической достоверной и перепроверенной информации в отношении обследуемого.

На современном этапе развития метода 90% успеха в работе зависит от уровня квалификации специалиста, его методической подготовленности. Помните, подготовить грамотного специалиста в области инструментальной диагностики лжи за 2-4 недели просто невозможно!

Основные направления подготовки высокопрофессиональных полиграфологов в СПб ШДЛ:

Курс базовой подготовки (с «нуля») или переподготовки (для выпускников других школ) специалистов-полиграфологов (КБП) (500 ч., 0-й этап и 4 основных этапа):

Численность групп при обучении в Санкт-Петербурге от 2 до 6 человек. Это обеспечивает более целенаправленный индивидуальный подход к каждому ученику. Лекции и практические занятия в Санкт-Петербурге ведут А.А.Степанов, А.Г.Стешенко, Н.В Белорусов. Лекции А.Б.Пеленицына в форме видеоматериалов доводятся до слушателей в полном объеме. Как показывает практика, это позволяет более целенаправленно осваивать материал, делать остановки и пояснения, вносить дополнительные комментарии в выдаваемые конспекты лекций и не упускать ничего важного.  Виеолекции В.В.Коровина, записанные в СПб ШДЛ еще в 2005 году и распространяемыми им для своих слушателей в настоящее время, доводятся до наших учеников только частично (около 10% от всего объема) с важными комментариями и корректировками. Это связано с большим количеством методологических ошибок, неточностей и несоответствий в данных материалах, приводящих при бездумном следовании изложенным рекомендациям к резкому повышению роста числа ошибок при проведении тестирований.  Общий объем очного и заочного этапов составляет 500 часов. По окончании 3-го этапа обучения выдается свидетельство Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр предпринимательских рисков» и С.-Пб ШДЛ.

Курс повышения квалификации (КПК) (для выпускников С-Пб ШДЛ). Продолжительность обучения в СПб 1 неделя (6 дней, включая субботу). Общий объем 60 часов. Выдается свидетельство о краткосрочном повышении квалификации НОУ ДПО «ЦПР» и С.-Пб ШДЛ.

Кроме того, нами регулярно проводятся авторские семинары (или «мастер-классы»)

Мы уверены в высоком уровне подготовки наших учеников, и несем полную ответственность за качество их работы. В связи с этим, по окончании базового курса в Санкт-Петербурге и успешной практической работы мы рассматриваем вопрос о наделении наших выпускников представительскими функциями СПб ШДЛ на местах, что повышает их профессиональный статус и несет определенные выгоды. Поэтому, наши выпускники - это гарант качества выполняемых работ!

Календарный план занятий в С.-Пб ШДЛоткрытьзакрыть

Система подготовки и переподготовки полиграфологов в Санкт-Петербургской Школе детекции лжиоткрытьзакрыть

Принципы обучения в Санкт-Петербургской Школе детекции лжи:

- мы даем только научно обоснованные и выверенные годами знания

- мы «не увеличиваем количества сущности без надобности» (принцип «Бритвы Оккама»)

- мы всегда на шаг впереди остальных

- мы не лучшие: мы просто учим думать, чтобы не навредить

- мы в ответе за тех, кого обучили

- мы всегда рядом, даже если наши выпускники от нас далеко

- мы ищем ложь, а находим правду

- (для выпускников) не все говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.

 

В основу подготовки полиграфологов в Санкт-Петербурге заложена академическая система формирования научно-обоснованных и методически выверенных подходов к проведению психофизиологических исследований с использованием полиграфа и развития практических навыков у будущих специалистов. Программа разработана А.А.Степановым при непосредственном и постоянном участии А.Б.Пеленицына, которая ежегодно совершенствуется и улучшается.

В течение более двух десятков лет нашей профессиональной деятельности мы досконально изучили по первоисточникам методики основных признанных школ США, всех существующих в России курсов подготовки полиграфологов, внедрили приобретенные знания в практическую деятельность. К сожалению, как показывает практика, на сегодняшний день существующие в России школы нередко игнорируют накопленные за сто лет американской полиграфной наукой знания или «творчески» их перерабатывают, полностью искажая заложенные в них авторами рациональные подходы. Это происходит по двум причинам. Во-первых, мало кто имеет доступ к первоисточникам с подробными авторскими комментариями, что ведет к невалидному использованию тестов. Во-вторых, рынок заполнен не очень качественными переводами описаний методов, в которых порой полностью искажен смысл, заложенный туда разработчиками. В корне неправильно считать американцев глупыми и недалекими и постоянно ссылаться на какую-то российскую специфику. Законов психофизиологии никто не отменял. Хотя, вроде бы и заявляемое профессиональное знание используемых американских технологий (к сожалению, как оказывается, формальное) тоже может приводить к негативным последствиям для обследуемого лицаhttp://ld.eposgroup.ru/forum/viewtopic.php?t=3620&postdays=0&postorder=asc&start=0.

Мы очень долго шли к разработке нашей программы подготовки. Не отрицаем, что есть интересные авторские разработки полиграфных методик российских специалистов. Однако считаем, что любое образование начинается с закладки выверенных базовых основополагающих классических знаний. А к авторским методикам надо приходить только тогда, когда вы «взяли» основу, т.н. «классику». Это фундамент понимания всего остального. А «классика» на сегодняшний день – это основные американские школы, такие как бывший Институт полиграфа - DoD Polygraph Institute (в настоящее время – Defense Academy for Credibility Assessment (DACA)) Министерства обороны США, школа полиграфа Университета штата Юта, школа К.Бэкстера и некоторые другие.

Спросите любого полиграфолога, что он делает в ходе опроса на полиграфе? Сегодня большинство из них ответят вам, что определяют, лжет человек или нет. К сожалению, это не так! Никакой «детекции лжи» в природе не существует. На сегодняшний день не выделены специфические признаки в психофизиологических реакциях, которые бы со 100% вероятностью свидетельствовали, что они являются проявлением только акта лжи. Проверка на полиграфе - метод вероятностный. Но, несмотря на это, есть научно обоснованная методология, позволяющая нам решать сложнейшую задачу выявления скрываемой человеком информации и оценки ее достоверности. Необходимо признать, что американские ученые за сто лет развития полиграфа в США сумели такую методологию создать и досконально ее отработать. Очень простой пример. Все полиграфологи знают Тест «знания виновного» (Guilty Knowledge Test – GKTили иначе Concealed Information Test). Хотя, к сожалению, не все знают, что его разработчиком является уникальный американский специалист – психолог и психофизиолог Дэвид Ликкен, кстати, являлся ярым противником применения другого, наиболее популярного метода тестирования на полиграфе – "Метода контрольных вопросов". Но во многих российских школах не преподают этот тест так, как его разработал сам Ликкен, со всеми заложенными в него нюансами и строгими правилами. Отсюда и столько глупостей, ошибок и даже, возможно, загубленных судеб при проведении т.н. «поисковых тестов», часто нарушающих права обследуемого и непонятно, что именно устанавливающих. Ведь аналогичный американский тест «поиска пика напряжения» (Searching Peak of Tension Test – SPOT) имеет очевидные ограничения и четко структурированную схему применения.

Та же ситуация обстоит и с тестами «сравнения зон» или тестами «контрольных вопросов». Далеко не все специалисты в России имеют грамотное представление о том, как правильно выбирать, формулировать и использовать «контрольные» вопросы (а точнее, вопросы «сравнения» Control/Comparison). В лучшем случае в ходе учебного процесса им посвящают одну лекцию. По нашему мнению, надо отрабатывать только данную тему не меньше месяца. А уж подробному разбору тонкостей проведения и различий таких тестов как: Тесты сравнения зон К.Бэкстера, Техники вопросов сравнения Университета штата Юта (группа Дэвида Раскина), Интегрированные тесты зон сравнения Натана Гордона и т.д., при обучении, как правило, вообще не уделяется никакого внимания. Изложенные в некоторых выпущенных в России изданиях эти тесты просто не соответствуют оригиналам и игнорируют многие жесткие методические требования, необходимые для их валидного применения. А они ведь составляют основу проведения расследований во всем мире и доказали большую эффективность. Их использование нами, и нашими учениками доказали эти выводы, но только при условии их грамотного применения. Причем, просто прочитав изложение данных тестов в публикуемых в России изданиях, трудно понять их без объяснений и комментариев, а уж, тем более, правильно использовать. Неправильное использование любого теста ведет к ошибке в выводах!

А сколько времени уделяется обучению грамотной количественной оценке полиграмм, а не тому, что посчитает вам компьютерная программа? У нас в Школе собран уникальный банк порядка 1000 полиграмм по конкретным расследованиям (и он постоянно пополняется), в которых получен практически 100% результат – т.е. обследуемые признались в совершенных ими действиях. На них ежедневно, на протяжении всего периода обучения, отрабатываются навыки выявления информативных признаков, разбираются ошибки проведения тестов, отрабатывается как классическая система оценки тестов «методики зон сравнения», так и несколько уникальных авторских систем количественного обсчета полиграмм. Только в СПб ШДЛ подробно осваивается экспертный обсчет по уникальному алгоритму обсчета полиграммChancеCalс (создан А.Б.Пеленицыным), позволяющим вычислить вероятность неслучайности реакции на предъявляемый стимул и связанный с этим уровень возможной ошибки при вынесении окончательного заключения.

Поэтому, наша система обучения и предусматривает в первую очередь изучение основ ведущих американских школ полиграфа, а также нескольких фундаментальных авторских разработок методологии опроса и обсчета полученных результатов российских специалистов (А.Б.Пеленицын, В.В.Коровин). Повышенное внимание уделяется освоению теоретических и практических наработок по бесконтактной диагностике лжи по невербальным признакам (А.Б.Пеленицын, А.А.Степанов).

Понятно, что такой фундаментальный подход к обучению, конечно, не позволяет реализовать его в течение одного месяца подготовки специалиста. Поэтому, тем, кто хочет побыстрее научиться «чему-нибудь и как-нибудь» или просто «жать кнопки», наша Школа не подходит. Обучение в Санкт-Петербургской Школе рассчитано на тех, кто принял твердое и обдуманное решение стать профессионалом основательно и надолго. Учеба у нас предполагает полную отдачу слушателя учебному процессу с обязательным выполнением требований по текущему освоению материала и необходимыми ежедневными самостоятельными занятиями. Тем, кто не привык напряженно трудиться и не обладает достаточным интеллектуальным потенциалом, следует хорошо подумать, стоит ли ехать учиться в нашу Школу.

Как говорил один из героев фильма «Мертвый сезон»: «Даже если собрать девять беременных женщин – они через месяц не родят». Поэтому, полная общая подготовка специалиста у нас длится около четырех лет и состоит из «нулевого» и семи основных этапов. 0-й этап и первые четыре основных этапов являются обязательными.

0-й этап – После успешного прохождения предварительного отбора и зачисления в группу, за 1,5 месяца до обучения слушателю высылается первичный набор лекций (около 150 листов), которые он обязан тщательно освоить до приезда в СПб на 1-й этап обучения, а около 15 листов заучить дословно наизусть. Без выполнения данного требования обучение на 1-м основном этапе просто невозможно.

1-й этап – обучение в Санкт-Петербурге 5 недель с отрывом от производства (шесть дней в неделю, включая субботы: ежедневно по 7 часов классных занятий с четырьмя перерывами и 5-7 часов самоподготовки);

2-й этап – 3,5-5 месяцев – по месту жительства, выполнение практических работ (не менее 20) и освоение дополнительного теоретического материала, экспертный обсчет полиграмм по конкретным делам (около 1000 полиграмм), подготовка к экзамену;

3-й этап – обучение в Санкт-Петербурге 6 дней с отрывом от производства, экзаменационная сессия, получение свидетельства на самостоятельную работу;

4-й этап – по месту жительства (работы) выпускника - 6 месяцев, обязательное консультационное сопровождение каждого нашего выпускника, который нарабатывает практический опыт самостоятельной работы. Пока в ходе обучения рядом находится преподаватель – все легко и понятно. А когда выпускник оказывается в «самостоятельном плавании», тут и возникают проблемы, с которыми помогает справиться только общение с преподавателем. Поэтому этот этап обучения мы сделали обязательным: наш выпускник обязан присылать нам перед проведением расследований подробные фабулы дел и вопросники, а мы тщательно контролируем правильное соблюдение им используемых методик, затем совместно оцениваем полученные результаты. Т.о. за первые четыре этапа закладываются фундаментальные академические основы проведения полиграфных проверок и отрабатываются практические навыки будущего профессионала, осуществляется некая «шлифовка» начинающего специалиста.

Первых 4 основных этапа являются обязательными при базовой подготовке и переподготовке. На это, как правило уходит 12-14 месяцев.

5-й этап (КПК) - обучение в Санкт-Петербурге 6 дней с отрывом от производства. После проведения выпускниками нескольких десятков расследований и нескольких сотен скрининговых проверок они готовы к первому курсу повышения квалификации (КПК), где получат очередной большой объем информации, для восприятия которого необходим определенный уровень практического опыта проведения исследований с использованием полиграфа. Идет дальнейшее освоение, как классических базовых методик, так и авторских наработок.

6-й этап (КПК) - обучение в Санкт-Петербурге 9 дней с отрывом от производства. Проводится, как правило, через год после пятого этапа. Слушатели осваивают практический курс использования технологий бесконтактной диагностики лжи (конспиративную психофизиологическую проверку на искренность) - методику диагностики лжи по невербальным признакам, по голосу, по почерку.

7-й этап (КПК) – обучение в Санкт-Петербурге 6 дней с отрывом от производства. Слушатели осваивают методические вопросы проведения экспертиз по уголовным и гражданским делам, независимой оценки результатов тестирования на полиграфе других специалистов, обучаются тактике выступления в суде.

Как правило, тщательное освоение всех этапов занимает 4 года.

После этого мы можем говорить о том, что наш выпускник полностью подготовлен к самостоятельной работе любой сложности, получив при этом, практически, «высшее образование» в области прикладной диагностике лжи.

При этом, мы гарантируем, что наш ученик (в определенных рамках) сможет уже самостоятельно работать и достигать хорошего результата после первого 5-ти недельного этапа базовой подготовки и совершать минимум ошибок при максимуме уверенности в своих объективных выводах (все полиграфологи знают, как им не хватало после обучения и не хватает этой уверенности в окончательных выводах, особенно при проведении расследований).

Однако на этом обучение у нас не заканчивается. Как показывает наша более, чем десятилетняя практика подготовки специалистов, после седьмого этапа наши выпускники, как правило, раз в два года приезжают на курсы повышения квалификации и нам есть чем с ними поделиться. Мы не стоим на месте, а анализируем поступающую к нам информацию из зарубежных источников (в основном, США), а так же сами создаем и отрабатываем на практике новые подходы в проведении полиграфных проверок. Т.о. мы профессионально сопровождаем своих учеников на протяжении всего периода их практической работы в области «детекции лжи».

Кроме того, для организации учебного процесса мы взяли отработанные годами принципы обучения высшей школы СССР (как вы помните, советская высшая школа была одной из лучших в мире), которые были учтены при составлении расписания и программы для оптимального качественного и систематизированного усвоения материала. Можно, конечно, загружать слушателя десятью часами лекций и практических занятий и еще к утру он должен сделать объемное домашнее задание, ради того, чтобы до минимума сократить сроки обучения. Только что будет в голове такого ученика, каково будет качество усвоения материала? – «каша», да и только. Т.о., на сегодня мы отработали оптимальное соотношение подачи теоретического материала и его практического закрепления.

Обращаем ваше внимание на то, что у нас осуществляется серьезный предварительный отбор кандидатов на учебу. В комплексе с длительным качественным периодом обучения это позволяет отсеять случайных людей в этой профессии, спрогнозировать успешное освоение материала кандидатом, дать гарантию высокой квалификации нашего выпускника и тем самым снизить риск обвинения им в ходе работы невиновного обследуемого и пропуска виновного.

Нас многие критикуют, что мы плохие предприниматели по сравнению с другими школами, что длительность учебы и жесткий отбор «отпугивает» клиентов. Конечно, коммерчески было бы выгодно сделать как в других школах большие группы, брать всех подряд, лишь бы платили – это ведь сулит хорошую прибыль. И это справедливо в том случае, если преследовать только коммерческие цели.

Но мы, как вы поняли, пошли другим путем. Качество и индивидуальный подход к обучению получают отражение в дальнейшей профессиональной судьбе наших выпускников. Среди них есть не только представители силовых структур, где полиграф используется по умолчанию. Значительная часть наших выпускников имеют гражданские профессии и вынуждены начинать работу на месте практически с нуля. И мы их к этому готовим. Ни для кого не секрет, что завоевать доверие бизнесменов начинающему полиграфологу довольно сложно. Приобретенные у нас знания позволяют получить такое признание, а это значит стать востребованным специалистом для местных коммерческих структур. Мы не готовим специалистов поточно-конвеерным способом, при этом четко осознаем, что на 2х-3х группах в год по 2-6 человек бизнес не сделаешь. А вот имя сделать можно. В нашей Школе главное – это качественное обучение, добросовестное сопровождение начинающего полиграфолога и консультативная помощь в постоянном, профессиональном росте специалиста. Ведь слишком высока цена вопроса: наш выпускник часто решает судьбу обследуемого им Российского Гражданина. А здесь ошибка недопустима.


Учебная программа (печатается в сокращении):открытьзакрыть

Сообщество выпускников Санкт-Петербургской Школы детекции лжиоткрытьзакрыть

Для практикующих полигафологов - выпускников других школ.

К сожалению, практика показала, что отдельное проведение  указанных ниже семинаров для полиграфологов других школ не дает полное понимание и не позволяет отработать практические навыки освоения всех тонкостей разработанной у нас методики. Потому нами было принято решение отказаться от их проведения, а переподготовку выпускников других курсов полиграфологов осуществлять только в рамках фундаментальной общей базовой подготовки полиграфологов в СПб ШДЛ.

По поводу обучения просим обращаться по адресу: cdlspb@mail.ru Вам будет выслана анкета-заявка, а все комментарии будут даны в личном общении.

1.Тема семинара-тренинга: «МЕТОДИКА ВОПРОСОВ СРАВНЕНИЯ (КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ)»открытьзакрыть

2.Тема семинара-тренинга: «МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ СКРЫВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ»открытьзакрыть

3. Тема семинара-тренинга: «ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЙ НА ПОЛИГРАФЕ»открытьзакрыть

4. Тема семинара-тренинга: «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СКРИНИНГА»открытьзакрыть