logomain
Наши фото

Rambler's Top100

Главная » Полиграф » Критерии отбора

СИСТЕМА ОТБОРА НА УЧЕБУ

 С одной стороны, использование полиграфа в коммерции и правоохранительных органах имеют общие черты, с другой – принципиально различаются. Но вы, наверное, согласитесь, что ошибка полиграфолога и в той и в другой области может иметь одинаково тяжелые последствия для обследуемого. Перефразируя выражение ведущей одной известной и популярной игры – «полиграфолог – самое слабое звено».

Санкт-Петербургская Школа детекции лжи единственная в России, которая осуществляет очень жесткий профессиональный отбор на обучение, независимо от того для коммерции или правоохранительных органов будут готовиться специалисты. Например, в этом году из 21 кандидата от ГУВД по СПб и ЛО по существующим критериям на обучение прошли только трое.

В основу системы отбора была положена отработанная в середине 90-х годов А.А.Степановым практическая методика подготовки переговорщиков с лицами, захватившими заложников. Вы, наверное, согласитесь, что требования к личным и профессиональным качествам переговорщика и специалиста-полиграфолога, очень схожи.

Причем, этапы отбора для кандидатов на первичную базовую подготовку и для уже прошедших обучение в других школах в качестве полиграфологов на курс базовой переподготовки - одинаковы.

Чтобы попасть на обучение в Школу, нужно пройти 4 этапа отбора.

1-й этап. Предварительный отбор по формальным признакам. Если кандидат живет в Санкт-Петербурге, то он приезжает на первичное двухчасовое собеседование. Если кандидат живет в другом городе, то беседа проводится по скайпу. Очень часто после разговора с нами и полностью поняв, чем ему придется заниматься и с какими трудностями он столкнется, соискатель отказывается от идеи осваивать профессию полиграфолога. Но тот, кто готов идти дальше – приступает к первому этапу отбора – присылает расширенную автобиографию от детского садика до сегодняшнего дня и фото. На первом этапе происходит углубленное изучение, в т.ч. по методу психологической автобиографии, и проводится проверка первичных анкетных данных. По полученным данным мы смотрим, как шло формирование личности.

Нами были определены формальные критерии, по которым кандидат мог рассчитывать на дальнейший отбор.

·        возраст не менее 28 лет (предпочтительно 30 лет и более; исключение может быть сделано для правоохранительных органов);

·        наличие семьи и детей (желательно);

·        обязательное наличие одного высшего образования (предпочтительнее наличие двух высших образований, первое из которых - техническое);

·        отсутствие судимостей;

·        практический опыт работы в трудовых коллективах (опыт работы с людьми);

·        высокий интеллектуальный уровень;

·        отличная кратковременная и долговременная память; способность к усвоению большого объема сложного материала (способность к обучению);

·        способность переносить длительные стрессовые нагрузки;

·        развитые коммуникативные качества;

·        творческий склад характера;

·        артистические задатки;

·        человеколюбие;

·        большое желание работать в этой области.

Если по формальным признакам человек может нам подойти, ему высылаются первичные психологические тесты для последующего анализа полученных результатов и сопоставления их с профессиограммой успешного специалиста. Если он проходит по первичному психологическому тестированию, он допускается ко второму этапу отбора.

2-й этап. Собеседование и углубленное психологическое тестирование.На этом этапе с кандидатом начинается тщательная индивидуальная работа. Иногородние обязаны прибыть на 2 дня в Санкт-Петербург. Если организация имеет несколько кандидатов, она может вызвать нас на отбор в свой город, оплатив перелет, жилье и командировочные. Оплаты за сам отбор нет.

Проводится углубленное психологическое собеседование по биографии кандидата и его жизненному пути.

После этого, осуществляется расширенное психологическое тестирование кандидата с использованием как общеизвестных психологических тестов, так и специализированных (с применением психологических тестов подсознательного уровня).

Изучаются пять основных блоков:

·         интеллектуальные способности, кругозор, память (кратковременная, долговременная);

·         коммуникативные качества;

·         ведущие личностные психологические особенности, отсутствие психопатологических черт;

·         стрессоустойчивость;

·         артистические способности;

На основе анализа полученных материалов происходит сопоставление с профессиограммой успешного специалиста-полиграфолога. После успешного прохождения данного этапа, кандидат допускается к третьему этапу отбора.

3-й этап. Опрос с использованием полиграфа. Отсутствие серьезных негативных проступков в биографии кандидата – это обязательное условие поступления к нам в Школу. Это, если хотите, критерий порядочности человека. Поэтому, на второй день индивидуальной работы кандидат проходит третий этап отбора – психофизиологическое исследование на полиграфе по 40 факторам риска. На этом этапе делается прогноз его моральной надежности. Проверяем все, начиная с  употребления наркотиков, заканчивая серьезными преступлениями. Примерный перечень тем на проверку:

  1. Подделка предоставляемых документов (искажение анкетных данных, дипломов, трудовых книжек и т.д.)
  2. Наличие проблем, связанных с злоупотреблением спиртными напитками. Алкогольная зависимость.
  3. Употребление наркотиков.
  4. Наличие скрываемых заболеваний, мешающих выполнению служебных обязанностей.
  5. Наличие вредных привычек (азартные игры, нетрадиционная сексуальная ориентация, экстремальные увлечения и т.д.)
  6. Совершение уголовно или административно наказуемых правонарушений, не известных официальным органам. Нахождение под судом и следствием.
  7. Наличие связей в криминальной среде.
  8. Наличие долгов и других финансовых обязательств.
  9. Совершение краж и нанесение материального ущерба по прежним местам работы.
  10. Нанесение финансового ущерба по прежним местам работы. Взяточничество.
  11. Увольнение с прежних мест работы по компрометирующим основаниям (прогулы, конфликты, безответственное отношение к выполнению служебных обязанностей).
  12. Утечка конфиденциальной информации.
  13. Истинные цели и мотивы обучения. Поступление на обучение по чьему-либо поручению (конкурентов, криминальных структур и т.д.).
  14. Поддержание внеслужебных контактов с коллегами и партнерами по бизнесу.
  15. Конфликтность (наличие конфликтных ситуаций).
  16. Участие в общественных и религиозных организациях.
  17. Наличие фактов в биографии, могущих стать основанием для шантажа.
  18. Наличие незарегистрированного оружия или др. опасных веществ.
  19. Использование служебного положения в личных целях.
  20. Наличие неофициальных («левых») дополнительных доходов в ущерб работодателю.
  21. Нарушение трудовой дисциплины и функциональных обязанностей.
  22. Наличие психологических особенностей, мешающих успешной работе.
  23. Другие темы, в зависимости от биографии кандидата.

После этого принимается решение о зачислению на учебу. У нас приняты два критерия: «годен» или «условно годен». Кандидату подробно объясняется, что они означают, с ним проводится окончательное собеседование и выдаются материалы на 0-й этап подготовки к базовому обучению (подробно изложено в директории «Учебный план»).

 4-й этап. Этап обучения. На первой неделе обучения, происходит дальнейшее изучение зачисленного кандидата с точки зрения подтверждения сделанных в отношении него выводов. После этого принимается окончательное решение об обучении. В этом году в ноябрьской группе, несмотря на такой отбор, кандидат из Екатеринбурга, зачисленный на обучение по критерию «условной годности», сам принял решение об окончании своей учебы и решил не заниматься этой профессией.

Конечно, с точки зрения бизнеса, такой отбор не выгоден. Да, мы сознательно несем очень большие убытки. Хотя могли пойти по принципу всех других школ – брать всех, кто хочет и доход обеспечен. Наша статистика показывает, что из 10 кандидатов все этапы отбора проходят не более 1-2-х (отсев составляет 80-90%). Многие, кто не попал к нам, едут учиться в другие школы. Но мы для себя решили, что ту уникальную методику, которой мы обучаем, можно давать только в проверенные и надежные руки. И только таким образом можно бороться с тем невежеством, которое на сегодняшний день сложилось в области использования полиграфа в России. Этим отбором мы реализуем общечеловеческий принцип - «не навреди». Только при таком отборе мы можем гарантироватьт Вам, что вы освоите нашу сложнейшую методологию и до минимума сократите ошибки в нашем вероятностном методе.

Тем, кто не прошел к нам на обучение, не следует расстраиваться. Есть много других курсов по подготовке операторов полиграфа и вы можете прийти в эту профессию через них. Проведите тщательный маркетинг существующих школ - очень много информации вы найдете на форуме полиграфологов "Эпос". На сайтах многих курсов и школ по подготовке полиграфологов - очень много обмана. Поэтому выбор должен быть тщательным.

С уважением ко всем кандидатам А.А.Степанов.